Поиск по этому блогу

пятница, 12 августа 2022 г.

Чтобы чтение не стало наказанием: советы библиотекаря


В настоящее время трудно заставить ребёнка читать. Но не потому, что он ленивый, глупый или вредный. Просто родители не воспитали у него эту полезную привычку. Лучше начинать с раннего детства. Желательно успеть привить её до 10-12 лет, потому что познавательная активность сменится общением со сверстниками и заинтересовать чтением станет ещё сложнее. Некоторые родители идут на крайние меры: "Не прочитаешь - не пойдёшь гулять! Заберу телефон!" Так не стоит делать, иначе у вашего отпрыска может возникнуть стойкая неприязнь к чтению, а ведь всем хочется обратного эффекта.

Как найти ту самую книгу, которую ребёнок захочет прочитать?!
Вот несколько подсказок:
-   книга должна соответствовать возрасту и уровню развития;
- быть хорошо оформлена, с понятными и красивыми иллюстрациями, вызывать эстетическое удовольствие у ребёнка, а крупный шрифт вдохновлять на самостоятельное чтение;
-   быть небольшой по размеру, чтобы можно было легко её переносить с места на место.

Подбирайте, перебирайте, экспериментируйте  различные "читательские ловушки", чтобы развивать мыслительные процессы, познавательный интерес и логическое мышление у детей; а также сформировать навыки красиво говорить, грамотно и аккуратно писать, развить фантазию и воображение, иметь хорошую память. Ведь вы их знаете лучше всех!!!


НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
 Личный пример
Бессмысленно убеждать чадо, что читать - интересно и полезно, если он ни разу не заставал своих родителей за этим занятием. Для начала нужно самим взяться за книги. Покажите, как бережно вы к ним относитесь. Сделайте книгу - лучшим подарком. Дарите ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Совместное чтение
Укладывая ребёнка спать, мама рассказывает сказку: слушают её не только малыши, но и уставший папа, бабушка, кот и собака и даже рыбки из аквариума.

Если ребёнок выучил буквы, можно читать по ролям, вместе с ребёнком (хором) или по очереди (по одному предложению). Когда малыш следит по тексту за неторопливым выразительным чтением родителя или читает вместе с ним, скорость восприятия графических знаков увеличивается, а значит и увеличивается скорость чтения. Со временем можно передавать инициативу ребёнку. Можно предложить ему почитать вам. Если он увлёкся чтением, можно предоставить возможность продолжить чтение про себя. Совместное чтение (особенно перед сном) помогает чаду успокоиться, освободиться от различных стрессов, собраться с мыслями на тёплых родительских коленях.

Хорошо работает такой приём: взрослый читает вслух и прекращает читать на самом интересном месте. На вопрос "Что дальше?" дать ребёнку книгу. Увлечённый сюжетом, он продолжит чтение самостоятельно. Оставляйте книгу раскрытой (там, где остановились читать) на видном месте.

Ещё один: красочную книгу "спрячьте" от ребёнка со словами: "Тебе ещё рано её читать. Ты маленький, не поймёшь!" После таких слов, как минимум, ребёнку захочется достать книгу и полистать её. Покажите ребёнку, что чтение книг - это возможность стать взрослым.
 
Выбор за ребёнком
Вместе ходите в книжные магазины и библиотеки, так ребёнок выберет то, что нравится ему. И если в магазине решение остаётся за взрослым, то в библиотеке прислушайтесь к мнению вашего малыша. Пусть он выбирает в зависимости от своего настроения, увлечения, самочувствия. Не навязывайте своё мнение, даже если эта книга была самой любимой у вас в детстве.

 Чтение как праздник
Предложите ребёнку стать на вечер ведущим новостей или экскурсоводом, помогите подобрать соответствующую литературу (в данном примере лучше научно-познавательная или справочная: про животных, растения, страны и пр.) Устройте ребёнку День рождения  по мотивам любимой сказки ("Русалочка") или книги ("Записки о Шерлоке Холмсе) с квестами, викторинами и т. д.

Обсуждение прочитанного
Каждый раз после прочтения очередной книги интересуйтесь, чем закончилась история, что понравилось, Предложите  придумать продолжение, домыслить, что было бы, если бы...("Как и где жил Карлсону, если бы не умел летать?"). Он наверняка придумает свои версии завершения сюжета. Вспомните с малышом содержание ранее прочитанной книги. Намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

 Фразы из книг
Употребляйте в общении знакомые фразы из книг ("Ну, погоди!",  "Спокойствие, только спокойствие!", "Ребята, давайте жить дружно!" и спросите из какой это книги?)
 
Посмотрел фильм - прочитай книгу. 
Можно сначала воспользоваться аудиокнигой - позже книгой.
Если сын увлёкся футболом, а дочь музыкой, подарите им книги о жизни их кумиров. 

Хвалите ребёнка
После прочтения очередной книги отмечайте это как важное событие. Создавайте ситуации успеха. Поощряйте его чтение вслух. Это развивает уверенность в себе. Заинтересованность родителей воодушевляет на новые читательские подвиги. Трудности в учении преодолеваются легче.

Домашняя библиотека
Организуйте ребёнку комфортное место для чтения, доброжелательную обстановку. Подбирайте литературу разных жанров: стихи, басни, фантастика, энциклопедии, периодика... Отдавайте предпочтение детской классике. Разместите их так, чтобы ребёнку удобно было их брать. Пока ребёнок учиться читать, пусть это будут короткие рассказы в небольших по объёму книжках. Так чаще будет возникать чувство гордости за самостоятельно прочитанную книгу. Дошкольникам лучше читать добрые сказки, которые хорошо заканчиваются. Сказки учат вести себя в разных жизненных ситуациях, учат сочувствию и состраданию, вниманию и усидчивости.
Приучите ребёнка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре. Убедите вашего малыша записаться в школьную библиотеку!


Систематические тренировки
Чтение вслух не должно быть долгим: важна не длительность, а частота упражнений. Для учащихся 1 - 2 классов лучше несколько раз по 5 минут. Прочитали абзац, пересказали, через 2 часа - снова 5 минут. Когда ребёнок начнёт получать удовольствие от чтения, можно увеличить время чтения до 30 минут. Превратите  чтение в традицию! Если времени нет, читайте полстранички, но каждый день! Чтение - такой же навык как ходьба, бег и т. д. А навыки развиваются в процессе многократных повторений!
 
Если читать трудно и неинтересно, ограничивайте время чтения. Пока ребёнок не понял вкус чтения, пока читает медленно и с трудом, длительное время приводит только к обратному результату: пропадает желание читать вообще.

Кроссворд
Расскажите ребёнку, что такое кроссворд, зачем его придумали, научите их разгадывать. Покупайте специальные детские кроссворды.

 Гаджеты в помощь
Если мама и папа читают электронные книги (на планшете и др.), для их ребёнка бумажная книга будет не ценна. С другой стороны важнее не носитель информации, а содержание. Но не стоит забывать, что электронный носитель даёт больше напряжения глазам, чем бумажный.

Распределите время для чтения и для игр. Читайте перед сном, используя электронную книгу, планшет или телефон. Этим привлечёте к чтению на гаджете. Расскажите, что много интересной информации о событиях в компьютерных играх можно найти и в книгах.

И Главное: не надо наказывать ребёнка чтением! Нельзя допустить, чтобы у ребёнка от обучения чтению осталось ощущение тяжёлой работы. Книга должна приносить радость! Пусть ежедневное семейное чтение станет традицией в каждой семье!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Союзное государство. 25 лет вместе: единый урок

  6 декабря, на базе школьной библиотеке, прошёл единый урок "Союзное государство. 25 лет вместе" для учащихся 8Г класса.