Поиск по этому блогу

суббота, 17 декабря 2022 г.

Калейдоскоп профессий: профринг для старшеклассников

Мероприятие "Калейдоскоп профессий: профринг для старшеклассников» - очень востребованная тема среди читателей данной категории. Старшеклассники стоят перед едва ли  не самым главным выбором своей жизни, на который воздействуют много факторов: позиция членов семьи, материальное положение, мнение друзей, личное предпочтение, способности, ориентация на общественное признание, ситуация на рынке труда и пр. Люди по-разному относятся к одной и той же деятельности. Даже притча есть на эту тему.

Один путешественник в пути повстречал людей, которые занимались одним делом - копали лопатой твёрдую землю. "Что ты делаешь?" - этот вопрос прозвучал трижды, но ответы были разные. Первый сказал: "Копаю эти проклятые ямы". Ответ второго был такой: "Зарабатываю себе на кусок хлеба". А третий объяснил: "Я вскапываю землю, чтобы здесь возник прекрасный фруктовый сад".

Разнообразие профессий ошеломляет - их более 10000, и ситуация постоянно меняется. Примерно каждая восьмая (до 500 ежегодно) исчезает в течение года; примерно такое же количество появляется новых. По прогнозам социологов, в будущем человеку придётся осваивать несколько профессий - из-за быстроты перемен.

Как же правильно выбрать профессию на долгие годы? Спросите у себя:

1) ЧТО Я ХОЧУ? Чего мы хотим от будущей профессии: какой уровень зарплаты, график работы, стиль руководства, корпоративную культуру, объект и сферу деятельности, наши интересы и мечты, склонности, задатки, ценностные ориентации. Составить «Список желаний»

2) ЧТО Я МОГУ? Какие наши умения и навыки (вплоть до скорости реакции или умение красиво говорить несколько часов подряд), способности, здоровье, темперамент... Составляется «Список навыков».

3) ЧТО ОТ МЕНЯ НАДО? Проанализировать рынок труда, список вакансий; уточните, в каких специалистах нуждается общество. Возвращайтесь к своим спискам и оценивайте, какая специальность больше подходит  для вас.

4) ГДЕ МЕНЯ МОГУТ ЭТОМУ НАУЧИТЬ?. Формируется «Список учебных заведений». На одну специальность из списка может приходиться несколько учебных заведений.

5) ВЫБИРАЕМ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ. Необходимо обратить внимание на учебную программу, направления специализации, условия приёма, форму обучения, стоимость обучения (условия снижения оплаты), стипендию,  комфортность расположения, наличие военной кафедры (для юношей) и т. д.

Существуют различные классификации профессий. Самая распространённая основывается на типе деятельности и темпераменте человека.

1) "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА". Предмет труда - живая природа. Важно любить животных и природу. Но : одно дело отдыхать на природе; другое дело работать! Профессии: эколог, ветеринар, микробиолог, озеленитель, животновод, лесник, агроном, садовник, овощевод, ботаник, зоолог, рыболов, доярка, дрессировщик, генетик, вирусолог, биохимик и пр.

2) "ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА". Предмет труда - машины и механизмы, материалы, неживая природа (почва, вода, недра земли...). От человека требуется точность, особая дисциплинированность и ответственность. Профессии: инженер, оператор оборудования. водитель, конструктор, лётчик, механик, токарь, автослесарь, швея, шахтёр, строитель, повар, электросварщик и пр.

3)"ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА". Пожож с предыдущим, но имеет свои особенности. Деятельность направлена на обработку информации, которая представлена в виде знаков и цифр. Профессии: логист, статист, программист и пр.

4) "ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ".  Предмет труда - искусство. Профессии: актёр, музыкант, художник, артист, певец, композитор, писатель, режиссёр, модельер, дизайнер, резчик по дереву и пр.

5) "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК".  Предмет деятельности - люди. Потребуется коммуникабельность, избегание конфликтных ситуаций, доброжелательность. Профессии: воспитатель. учитель, секретарь-референт, менеджер, врач, продавец, парикмахер, библиотекарь. экскурсовод и пр.


Исчезнувшие профессии

Научно-технический прогресс во все времена оказывал существенное влияние на рынок труда. Множество профессий, которые были высоко востребованы в начале XX века, в настоящее время являются только воспоминанием о прошлом. Если в начале прошлого столетия доставкой воды в городские дома занимались водовозы, то необходимость в данной профессии полностью исчезла с появлением водопровода. Обеспечение уличного освещения было основной обязанностью таких городских служащих, как фонарщики. С появлением электричества эта профессия ушла в прошлое.

Исчезающие профессии

Тем, кто только определяется с выбором специальности, по которой планирует получить образование, важно знать и понимать долгосрочные тенденции в области востребованных специальностей на рынке труда в настоящее время . Информатизация общества, возникновение интернет- технологий, развитие науки, робототехники отправят на свалку истории огромное число специалистов.

На сегодняшний день к "вымирающим" профессиям относятся:

- сметчик (составитель смет) - задачи полностью переложат на интеллектуальные программы;

-стенографист - заменят системы распознавания голоса и преобразования речи в текст;

-турагент - уничтожают развитие индивидуального туризма (турист сам выстраивает себе маршрут тех мест, которые хочет посетить) и обилие общедоступных бесплатных интернет-сервисов, которые помогают подобрать и приобрести билеты, проживание в отелях и пр. в соответствии с желаниями и возможностями туриста;

-библиотекарь - результат оцифровки библиотечных фондов и выкладывание их в общий доступ в Интернет. Профессионалы либо трансформируются в администраторов электронных хранилищ. либо превратятся в технических специалистов, занимающихся оцифровкой;

-риэлтор - множество интернет-ресурсов обеспечивают встречу продавца и покупателя без посредников;

-государственный служащий - развитие и совершенствование портала "Государственные услуги" и системы "Электронное правительство" повлечёт сокращение тех сотрудников, которые занимаются приёмом заявлений от населения и выдачей различных справок и документов;

-операционист банка - практически все операции по переводу денежных средств и платежам доступны для самостоятельного осуществления в Интернете, а наличные деньги можно получить в банкомате;

- журналист печатных изданий - в ближайшие годы газеты и журналы уйдут в прошлое, а этот сегмент журналистики также уйдёт в он-лайн;

-кондуктор-контролёр в общественном транспорте - уже сейчас вводятся автоматизированные системы контроля за оплатой проезда;

- почтальон - документооборот и СМИ всё больше уходят в цифровое пространство. В доставке корреспонденции на дом необходимость отпадёт в ближайшие 10 лет;

- вахтёр - эту профессию "убьёт" развитие технологий. Уже повсеместно распространены автоматические электронные ключи и домофоны. Через несколько лет системы распознавания сетчатки глаза и отпечатков пальцев вытеснят таких работников;

- продавец, кассир - всё больше люди предпочитают делать покупки on-line; к тому же, есть и кассы самообслуживания;

- упаковщик - их тоже заменят автоматизированные системы.

Новые профессии


Арттерапевт - специалист, помогающий средствами искусства разрешить психологические затруднения человека, обратившегося за помощью; участвует в лечебно-реабилитационном процессе и психологическом консультировании.

Байер -  специалист по закупкам в магазинах модной одежды и обуви. Он должен хорошо разбираться в тенденциях современной моды и предпочтениях покупателей на данной территории. Хороший байер приведёт магазин к коммерческому успеху, плохой - к его закрытию.

Медиа-байер - закупщик рекламного времени и площади. Работает со СМИ: арендует эфирное время на радио и TV, газетные модули, прочие поверхности; прекрасно ориентируется в ценах на рекламное время и площадь, а также где, как и когда можно получить скидку при оформлении закупки. Цель медиа-байера - добиться от СМИ минимальных расценок за рекламу.


Коучер - специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании: увеличивает их производительность и эффективность, помогает мотивировать человека и содействует его личностному движению вперёд.


Верстальщик - работает в рекламных и издательских фирмах; занимается компьютерной вёрсткой рекламных и издательских материалов; необходимы знания компьютерных графических программ, художественные способности.

Копирайтер - пишет тексты на заказ, в основном, рекламного характера.

Рекрутёр - сотрудник кадрового агенства, который подыскивает для компаний по её заказу того или иного работника.

Пастижер - изготавливает изделия на заказ из натуральных волос.

Флорист - создаёт композиции из цветов и сухих материалов для офисов и частных квартир.

Эпидемиолог-картограф - специалист, предсказывающий направление распространения новых эпидемий по миру. Составляет карту, которая помогает врачам-эпидемиологам принять своевременные меры в потенциальном очаге заболевания.
Полученные знания учащиеся закрепили в викторинах "Узнай профессию по описанию", "Расшифруй профессию", "Они прославили профессию", "Плюсы и минусы профессий", а также в литературном марафоне загадок о профессиях. Желающие прошли тест «Выйдет ли из тебя хороший менеджер?» Ребята заметили, что важно не только то, какую профессию ты выбрал, но и каким специалистом ты стал! Завершило мероприятие ещё одна притча.

 Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: "Я пойду влево - так подсказывает моя интуиция". Второй продолжил: "Я пойду вправо - недаром считается, что "право" от слова прав." Третий подумал и изрёк: "Я пойду назад - мы оттуда пришли, значит, я выйду из леса обязательно". Четвёртый объяснил: "Я пойду вперёд - надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое".  Пятый выслушал всех и ответил: "Вы все не правы. Есть лучший способ! Подождите меня." Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. А пятый сверху увидел, куда нужно идти, чтобы быстрее выйти из леса. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Пятый понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно, а другие нет. Они были упрямы и не послушали его. Он - НАСТОЯЩИЙ МУДРЕЦ! ...Но он ошибался..

Все поступили правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других. Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли - человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами. Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться. Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лекарственные растения и полезных животных. Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.

У каждого человека своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения. Не может быть хорошо для всех. Лучший путь - это свой, сверенный со своим внутренним миром и своими ценностями. Тот, кто находит свой путь - становится счастливым человеком!

Недаром кто-то сказал: "Нет профессий с большим будущим. Но есть профессионалы с большим будущим!"

2 комментария:

  1. Спасибо очень было интересно я выбрала профессию!

    ОтветитьУдалить
  2. Информация полезная, воспользуюсь обязательно!

    ОтветитьУдалить

Союзное государство. 25 лет вместе: единый урок

  6 декабря, на базе школьной библиотеке, прошёл единый урок "Союзное государство. 25 лет вместе" для учащихся 8Г класса.