ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В. А. Сухомлинский
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
При поступлении
выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым
условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к
обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе
многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и
ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания;
традициям и ценностям начальной школы.
Практика
преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла
уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается
из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс
чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого
ребенка.
Необходимость преемственности
Преемственность
в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями
в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность
детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу
с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям
школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые
уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего
всестороннего развития учащихся.
Работники
дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются
детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к
систематическому обучению.
Преемственность между детским садом и
школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по
методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учитель
начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы,
часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс
обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем
самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как
форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.
Одним
из интегральных показателей деятельности ДОУ является формирование готовности
детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов,
педагогов-психологов, медицинских работников и различных
педагогов-специалистов.
Готовность детей к обучению в школе.
Формирование
готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для
успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это
длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие
дошкольников.
Необходимо
различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная
готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые
составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык,
математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим
развитием.
Физическая
готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость,
сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические
данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития
двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелкий, точных и
разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой
умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических
навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями,
связанными с систематическим обучением в школе.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень
интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К
концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об
окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой
детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а
овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести
предметное обучение в школе.
Большое
значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это
основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным
компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является
нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного
внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение,
дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и
т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные
качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.
Ребенок
должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому
социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
В нашем детском саду проводятся следующие формы осуществления преемственности:
1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Они имеют возможность посидеть за партой. почувствовать себя на равных с учениками. В сентябре дети старшей группы присутствуют на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
2. За год до поступления детей, администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течении учебного года учитель посещает режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за ними, общается с ними.
3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг друга.
4. Также проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов детского сада с родителями и их детьми.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Исходя из особенностей и природы
изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание
условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную
школу.
Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:
1) формирование готовности детей в ДОУ к
обучению в начальной школе;
2) адаптация детей к условиям обучения в
начальной школе;
3) развитие учащихся в начальной
школе на основе использования элементов формирования готовности и
педагогических технологий ДОУ.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
В работе РУМО принял участие начальник отдела медиаресурсов и библиотечной работы ГУО "Минский областной институт развития образования" Белая Алёна Леонидовна с докладом "БИБЛИОТЕКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ".
Комментариев нет:
Отправить комментарий