Поиск по этому блогу

воскресенье, 8 января 2023 г.

Рождественское РУМО школьных библиотекарей Советского района г. Минска

Накануне Рождества в ГУО "Средняя школа №78 г. Минска" прошло районное учебно-методическое объединение школьных библиотекарей Советского района, тема которого звучала так: "Формирование компетентного пользователя школьной библиотеки путём привлечения его к различным видам деятельности".
В рамках Межрайонного проекта "ВОЛШЕБНЫЕ ВСТРЕЧИ НА РОЖДЕСТВО" были приглашены работники ДУО №520 г. Минска. 
О проекте рассказал председатель РУМО школьных библиотекарей Советского района г. Минска Кажемская Тамара Владимировна.
С докладом "Преемственность детского сада и школы - содержательная и двусторонняя связь" выступил заведующий ДУО №520 г. Минска Луговцова Жанна Владимировна.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ

 «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

                                                                                   В. А. Сухомлинский              

     Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

      При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.

        Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка.     

 Необходимость преемственности

        Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

        Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены  дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

        Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.

   Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

        Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.

        Одним из интегральных показателей деятельности ДОУ является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.

 Готовность детей к обучению в школе.

        Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

        Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

        Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелкий, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

     Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе.

        Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

        Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.

         Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

 В нашем детском саду проводятся следующие формы осуществления преемственности:

1.            Периодически дети совершают экскурсию в школу. Они имеют возможность посидеть за партой. почувствовать себя на равных с учениками. В сентябре дети старшей группы присутствуют на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.

 2.           За год до поступления детей, администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течении учебного года учитель посещает режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за ними, общается с ними.  

3.            Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг друга.

 4.        Также проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов детского сада с родителями и их детьми.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

   Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.

 Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:

1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;

2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;

3) развитие учащихся  в начальной школе на основе использования элементов             формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.

 Цель осуществления преемственности достигается  на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей  начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.


В работе РУМО  принял участие начальник отдела медиаресурсов и библиотечной работы ГУО "Минский областной институт развития образования" Белая Алёна Леонидовна с докладом "БИБЛИОТЕКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ".

О реализации проекта "СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА" рассказали воспитатели ДУО №520 г. Минска Богонцева-Папко Наталья Александровна и Карчевская Наталья Владимировна.

Завершил заседание объединения мастер-класс "АЗ И БУКИ", который включал в себя:

 - нейрогимнастику (Основной принцип заключается в синхронной и одновременной работе обеих рук, каждая  из которых выполняет свое задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Статистика показывает, что только 10 % населения планеты способны наравне задействовать правое  (творческое)и левое (логическое) полушария мозга. При этом отмечается, что максимальный уровень эффективности работы мозга  возможен только при скоординированной работе обоих полушарий);
 

- литературные викторины и шарады;
- роспись глазурью рождественских имбирных пряников (Рецепт на 25 пряников: мёд - 170г, сахар - 100г, корица молотая - 2 ч/ложки, имбирь молотый - 2 ч/ложки, перец душистый молотый - 1 ч/ложка, гвоздика молотая - 1 ч/ложка, какао - 2 ч/ложки, сода - 2 ч/ложки, сливочное масло - 130г,яйцо - 1 штука+2 белка, мука - 500г, сахарная пудра 400г, разные красители. )




Никто не ушёл без подарка.

 
Заседание прошло очень интересно и позитивно. Было принято решение продолжить сотрудничество.
"...Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком ранее". (В. А. Сухомлинский).
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Любимый Минск: литературный салют

Накануне Дня города учащиеся 3-х и 4-х классов посетили мероприятие "Любимый Минск" на базе школьной библиотеки.