Поиск по этому блогу

понедельник, 7 ноября 2022 г.

РУМО школьных библиотекарей Советского района г. Минска



4 ноября состоялось очередное районное учебно-методическое объединение школьных библиотекарей Советского района г. Минска. 
                                                
Разговор шёл о детском чтении и возможностях использования инструментов библиотерапии (сказкотерапии) в школьной библиотеке.
С основным докладом выступила руководитель РУМО Кожемская Тамара Владимировна

ПРИМЕНЕНИЕ БИБЛИОТЕРАПИИ В БИБЛИОТЕКЕ 

 История и современное состояние библиотерапии

 Библиотерапия (лечение чтением) привлекает в настоящее время все больше внимания библиотечных работников, стремящихся максимально использовать «лечебные» возможности книги. Сегодня целесообразно говорить о библиотерапии как о лечении всеми библиотечными средствами не только отдельной личности, но и общества в целом.

Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения.

Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.

Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый-математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.

В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения библиотерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Так, английский лекарь XII века Т.Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота» Сервантеса.

Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году.  

В России ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н. Рубакина, его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: «Три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение».

В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу «лечения книгой» в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении.

Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления.

Наиболее оптимальное определение библиотерапии дала Ю.Н.Дрешер. Библиотерапия — это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень.

Основные цели библиотерапии: 1) дать читателю информацию о проблемах; 2) помочь проникнуть в их суть; 3) обсудить новые ценности и отношения; 4) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

 Использование библиотерапии в работе с читателями

 Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью.

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто — это сказка. Поэтому в последнее время стало развиваться сказкотерапия.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без сказки дети не вырастают, а если это и происходит, — значит, из мира растущего человека ушла мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке.

Главные лекарства сказки — это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

Среди авторов книг, которые помогают детям справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие она называет В.Шекспира, Э.Войнич, А.Сент-Экзюпери, В.Каверина, А.Алексина, И.Бунина, К.Паустовского, Ж.Верна, Р.Бредбери, Ю.Коваля, Н.Носова и др.

Необходимо учитывать также физическое и психическое состояние ребенка при рекомендации ему литературы. Не все произведения, жанры и авторы подходят для библиотерапии. Например, мрачные, депрессивные, печальные тексты и т.п. нежелательно использовать в библиотерапевтической практике.

Рекомендуется также составлять индивидуальные списки литературы с учетом особенностей восприятия каждого конкретного читателя. Главный принцип отбора — герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть свое несчастье или болезнь, справиться с трудностями.

Используя терапевтические возможности популярных у детей книг, надо учитывать читательские состояния, например, что любят дети, что ждут от чтения:

— улучшения настроения;

— легкого чтения;

— присутствия сопереживания;

— возможности задуматься о своей жизни.

 Какие же книги обязательно должны присутствовать в библиотеках? В общем виде ответ может быть сформулирован так: в библиотеке должен быть выбор между различными жанрами и видами документов. Должны присутствовать: 1) периодика различных направлений; 2) « легкое чтение»: детективы, дамские романы, юмористические произведения; 3) научно-популярная литература о здоровом образе жизни, а также психологического профиля, литература духовно-философского направления; 4) мировая классика, литературно-художественные произведения разных стран.

Принципы библиотерапевтической деятельности:

Дифференцированный подход к читателям на основе их изучения. Суть его состоит в утверждении, что сила психотерапевтического воздействия книги возрастает, если она адресуется не читателю вообще, а определенному человеку, максимально соответствует специфике его кризисной или дискомфортной ситуации, согласуется с его потребностями, интересами, запросами.

Систематичность. Его суть заключается в том, что создание четкой системы библиотерапевтической деятельности обеспечивает успех воздействия психотерапевтических ресурсов литературы.

— Плюрализм. Состоит в том, что библиотерапевт признает естественным право читателя на свободу выбора из представленных ему психотерапевтических ресурсов литературы тех, которые согласно его личным представлениям позволяют преодолеть кризисные ситуации

Диалогичность. Движущей силой эффективного библиотерапевтического процесса являются диалоги: библиотерапевта с библиотерапевтом; библиотерапевта с читателем; читателя с самим собой; читателя с автором книги; читателей между собой.

Наглядность. Посредством зрительного канала воспринимается максимальное количество информации, и она является наиболее запоминающейся.

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 Арт-терапия — терапия средствами искусства.

 Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В психотерапии и библиотерапии беседа проходит в форме свободного общения.

 Библиопсихология — область психологии, разрабатывавшаяся Н.А. Рубакиным. Изучет психотерапевтический потенциал печатного слова, типологию литературы согласно ее терапевтическому воздействию, процессы ведущие к созданию предложений, текстов и др.

 Библиотерапевт — специалист в области библиотерапии, решающий широкий круг психолого-педагогических,библиотечно-информационных, психотерапевтических; социологических задач, связанных с личностным и профессиональным развитием человека.

Библиотерапевтическая деятельность — обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию условий актуализации потенциала самопомощи, реализации мотивов к эффективному труду, к самообеспечению с целью формирования здорового образа жизни как культурной ценности.

Библиотерапевтический процесс — специально организованное, целенаправленное взаимодействие библиотерапевта и читателя, направленное на решение развивающихся и образовательных задач.

Библиотерапевтические воздействие — действие направленное на оказание психотерапевтической помощи читателю с использованием специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства.

 Библиотерапия — наука о закономерностях, механизмах, способах сохранения и укрепления физического и духовного здоровья, целостности личности в неблагоприятных условиях посредством синтезирования ситуаций чтения специально подобранной литературы.

 Библиотерапия чтением — развитие и коррекция личности в процессе чтения.

 Библиотечная педагогика — научная библиотековедческая дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогики и библиотековедения; рассматривает педагогические основы библиотечного дела, проблемы теории чтения, проапгпнды литературы и руководства чтением на основе положений педагогики о теоретических основах воспитания, об объеме и содержании знаний, характеризующих различные ступени культурного развития человека.

 Библиотечная психология — научная библиотековедческая дисциплина, образовавшаяся в результате интеграции психологии и библиотековедения. Изучает психологические основы библиотечного дела.

 План чтения читетеля — перечень книг, составленный библиотерапевтом исходя из значимого конфликта с учетом читательского уровня. Он обычно состоит из 7–12 названий и рассчитан на три-четыре недели.

 По данному докладу разгорелась дискуссия, которая плавно подвела к следующему вопросу заседания.
 БЛОГ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СЕТЕВОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СРЕДЕ
 По этому вопросу выступили: заведующий библиотекой ГУО "Гимназия №30 г. Минска им. Героя Советского Союза Б. С. Окрестина" Лавровская Анна Александровна и заведующий библиотекой ГУО "Средняя школа №53 г. Минска" Пырх Елена Леонидовна.
   В конце методического совещания всем участникам было предложено создать QR- кубики на выставки в школьные библиотеки, посвящённые 140-летию Я. Коласа. "Глядзім Якуба Коласа" (используя QR-приложение в любом гаджете, демонстрируются фильмы по произведениям писателя); "Чытаем Якуба Коласа" (появляются тексты произведений писателя); "Слухаем Якуба Коласа"(можно послушать аудиокниги писателя и песни на его стихи).
                                       

Методическое совещание прошло интересно и продуктивно. 









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Союзное государство. 25 лет вместе: единый урок

  6 декабря, на базе школьной библиотеке, прошёл единый урок "Союзное государство. 25 лет вместе" для учащихся 8Г класса.